UTM-метки: для чего нужны и как сделать
- Время чтения: 6 мин
- Андрей [Aharitо́] Харитонов
- Раздел: Веб-аналитика
Как понять, переходят ли на сайт со скачанного прайса?
Куда больше кликают в письме — на картинку или на заголовок?
Что эффективнее — контекстная реклама или почтовая рассылка?
Ответы на все эти вопросы можно получить с помощью UTM-меток.
Кликая на какой-нибудь баннер или ссылку в письме, наверняка многие замечали в адресе открывшейся страницы непонятные сокращения. Например, вот такой баннер с рекламой БМВ я увидел сегодня на главной странице Яндекса:
При нажатии на этот баннер открывается страница сайта BMW, и в URL-адресе этой страницы — целая россыпь непонятных добавок после знака вопроса:
http://www.bmw.ru/ru/.../index.html?
Это и есть UTM-метки, часто используемые сегодня в практике интернет-маркетинга. Что же это такое? И для чего это нужно?
Что такое УТМ-метки?
UTM-метки — это параметры, добавляемые в адрес (УРЛ) ссылки на целевую страницу. Эти параметры-метки позволяют собирать и анализировать детальную информацию об источнике перехода на страницу и массу других данных, предоставляя тем самым бесценный материал для дальнейшего анализа.
Зачем нужны UTM-метки?
UTM позволяют в мельчайших подробностях отследить, откуда и как пришёл посетитель:
- с баннера ли на другом сайте,
- с объявления ли контекстной рекламы,
- или по ссылке в скачанном прайсе,
- или из письма вашей почтовой рассылки.
Можно отслеживать и любые другие источники трафика, всё ограничено только вашей фантазией.
Помимо этого, мы сможем анализировать конкретные рекламные кампании:
- Какая кампания привела больше посетителей
- Какая кампания стала самой эффективной по цене привлечения одного клиента
- и так далее
Сможем мы сравнивать и типы медианосителей по эффективности для сайта:
- Почтовые рассылки
- Контекстную рекламу
- Медийную рекламу (баннеры) и так далее.
В общем, материал бесценный. Как же его получить?
Пример строки с UTM-метками
Давайте рассмотрим структуру строки с UTM-разметкой на примере того самого баннера BMW. Адрес рекламируемой (целевой) страницы здесь такой:
http://www.bmw.ru/ru/ru/owners/current_offers/tactical/index.html
К адресу страницы после знака вопроса добавлена строка параметров (меток). Для удобства прочтения я разбил эту строку на отдельные части, по одному параметру в каждой:
?utm_source=yandex_reg
&utm_medium=banner
&utm_content=728x90
&utm_campaign=bmw_tactics_feb2015
Такой адрес с «аппендиксом» по-прежнему указывает всё на ту же рекламируемую целевую страницу, но содержит в себе добавочную информацию:
Знак вопроса «?» указывает, что это начало строки GET-параметров, знаки амперсанда «&» связывают между собой параметры. Сами же параметры, они же UTM-метки, здесь такие:
- utm_source=yandex_reg: источник - страница Яндекса с авторизованным пользователем
- utm_medium=banner: рекламный носитель - баннер
- utm_content=728x90: вид рекламного носителя - 728х90 точек
- utm_campaign=bmw_tactics_feb2015: название рекламной кампании - bmw_tactics_feb2015
Всё стало гораздо понятнее, не правда ли?
Существует пять стандартных параметров UTM-разметки:
UTM-метка | Описание | Примеры |
---|---|---|
utm_source | Источник трафика. |
|
utm_medium | Вид рекламного носителя. |
|
utm_campaign | Название или идентификатор рекламной кампании |
|
utm_term | Ключевое слово кампании (для контекста), дата рассылки (для почтовых рассылок) и т.д. |
|
utm_content | Дополнительная информация. |
|
Кроме этого, Яндекс Директ и Google Adwords предлагают дополнительные параметры для разметки с автоматическим заполнением.
При разметке ссылок УТМ-метками можно проявлять свои творческие способности так, как вам хочется. Важно только, разработав свою систему разметки, единообразно придерживаться её в дальнейшем, чтобы все результаты хорошо укладывались в общий анализ.